В течение последнего года я не выпускал бюллетени. Помимо технических
причин (острая нехватка времени), были и «политические». Утверждение в июле 2014 г. Стратегии развитии охотничьего хозяйства, а затем и плана мероприятий по ее реализации показало со всей убедительностью, что Охотдепартамент Минприроды твердо встал на путь разрушения системы государственного управления охотничьим хозяйством; при этом вышестоящие органы и должностные лица государственной власти продемонстрировали нежелание, а здравые региональные –
неспособность повлиять на избранный курс. Максимум, чего удалось достичь тем, кто продолжал сопротивляться (насколько я понимаю, главной официально действующей силой здесь был Росохотрыболовсоюз во главе с Т.С.Арамилевой) – удаление с директорства А.Е.Берсенева.
В начале июня 2015 г. на юбилейной охотоведческой конференции Вятской государственной сельхозакадемии заместитель директора ФГБУ «Центрохотконтроль» А.А.Кульпин сообщил: «Я не вижу перспектив каких‐либо очень резких изменений. Все, скорее всего, будет продолжаться в том же русле, в котором оно шло в последние годы» Этот прогноз, понятно, отражает чаяния верных соратников А.Е.Берсенева, но вряд ли соответствует надеждам отрасли.
О пришедшем к руководству Охотдепартаментом С.Н.Будилине мало что
известно, слухи разноречивы и малоинформативны. Феномен А.Е.Берсенева, с одной стороны, убедил нас, что охотоведческое образование решает не все, с другой – почти гарантировал отрасль от худшего руководителя, поскольку таковой, видимо, уже невозможен; хочется думать, что это было дно.
Пока есть один обнадеживающий признак.
Все мы помним, как берсеневский Охотдепартамент запрашивал у узкого круга адресатов предложения по пакетам сложных материалов к совещаниям за 2‐3 дня до даты их проведения, а затем составлял протоколы, в корне расходящиеся с мнением его участников или игнорирующие эти мнения. Несколько таких случаев документально иллюстрировались в бюллетене.
Так вот, к намечающемуся на днях заседанию Охотсовета Минприроды России, первому при новом директоре Охотдепартамента, материалы были разосланы необычно широкому кругу получателей и – более чем за месяц! Я такого случая прежде не припомню.
Разосланная Программа действий Охотдепартамента – прекрасный пробный камень намерений и потенциала С.Н.Будилина.
Во‐первых, сама Программа куцая, большинство пунктов – третьестепенные по важности для отрасли, и даже они сформулированы коряво.
Во‐вторых, она, как уже отмечалось в прессе, расходится с приоритетами
Стратегии, которую эта Программа предназначена продвигать.
В‐третьих, из нее выпало активно продвигавшееся бывшими курирующим
замминистра В.А.Лебедевым и директором Охотдепартамента А.Е.Берсеневым исключение из Лесного кодекса норм, регулирующих охоту и охотничье хозяйство.
Пункт об организационном укреплении «охотконтрольного» структурного подразделения центрального аппарата Росприроднадзора есть (что согласуется с информацией о том, что туда и собирался перейти поруководить А.Е.Берсенев), а вот о так называемой «гармонизации охотничьего и лесного законодательств» – ни слова.
Отчего бы это? Возможно, в связи с изменением планов. В конце июля 2015 г., почти одновременно с рассылкой обсуждаемой Программы действий, федеральный сенатор В.А.Лебедев, ушедший в парламент с должности замминистра Минприроды и руководителя Рослесхоза (вскоре после того, как, по сообщениям прессы, финансовая проверка обнаружила в последнем признаки неправильного расходования нескольких миллиардов рублей), направил в Правительство РФ официальное предложение передать «охотконтроль» из Росприроднадзора, а также
Центрохотконтроль из ведения Охотдепартамента в Рослесхоз, образовав в нем «специальное управление и предусмотрев отдельную ставку курирующего заместителя руководителя Рослесхоза по указанным вопросам».
То есть, лесники, точнее, стоящие за инициативой бывшие руководители
охотничьего хозяйства, собираются отнять охотхозяйственные полномочия у Росприроднадзора и «ослепить» головное Минприроды, центрохотконтролевская информация для которого будет фильтроваться лесниками же. При таких обстоятельствах, понятно, вопрос об исключении из Лесного кодекса «охотхозяйственных» норм должен быть снят.
Уже это заседание Охотсовета покажет, чего хочет и чего стóит новый директор Охотдепартамента С.Н.Будилин. Пойдет он на поводу у окопавшихся берсеневцев, руководимых уже из стороннего штаба, или попытается им противостоять? Поддержит ли организационное укрепление Росприроднадзора или сдаст его Рослесхозу? Заставит ли подчиненных департаментцев и подведомственных центрохотконтролевцев хотя бы составить табличку, из которой будет видно, какому тезису Стратегии и Плана соответствуют положения их Программы действий, а какие повисают в воздухе? Уловит ли – а, по‐моему, из уже известных предложений к Охотсовету это видно, – что отрасль, давно переставшая даже пытаться что‐то подсказывать глухому напрочь прежнему Охотдепартаменту, отвыкла обсуждать и,
следовательно, согласованно формулировать свои предложения, и на Охотсовете лучше не принимать окончательные решения, а создать представительную рабочую группу, которая (она, а не изготовители ничтожной Программы), проанализировав поступившие предложения, выделит основные направления для дальнейшей проработки к следующему заседанию Охотсовета? Ответы на эти и другие вопросы
мы узнаем очень скоро.
А пока, считаю, нужно руководствоваться «презумпцией добросовестности» – полагать, что новый начальник действительно хочет охотникам, отрасли, государству добра, пока и если он не продемонстрирует нежелания или неспособности. То есть,
пытаться деятельно сотрудничать с Охотдепартаментом, отойти в сторону мы успеем.
Ниже публикуется пример готовности к такому сотрудничеству – подробная разработка предложений по параллельному совершенствованию земельного, лесного и охотничьего законодательств, выполненная охотоведами из Ленинградской области, Кирова и Калининграда А.А.Юдиным, Д.В.Скуматовым и О.Е.Белкиным. Она
выполнена на материале законопроекта, представленного Минприроды на майском заседании Охотсовета в Нижнем Новгороде, но отражает имеющие общее значение концептуальные представления, главным образом, представления охотпользователей.
Проблема трясет отрасль с 1990‐х годов почти непрестанно, от нее все равно не уйти, потому прошу Охотсовет включить ее проработку в направления действий Охотдепартамента по формированию действительно серьезной Программы действий.
С.Матвейчук
21.08.2015